Описание руля

Руль формульного болида - это не просто "баранка" для управления. Хотя, гонщики 50-60-х годов и мечтать не могли о тех возможностях, которые предоставляет сегодня рулевое колесо гонщика. Это уже не просто руль, а полноценный компьютер. Пилот может регулировать скорость, расход топлива, давление в шинах и давление масла, следить за параметрами гонки на дисплее, встроенном в цетральную часть руля, пить воду и общаться по радио с боксами. Правда педали газа и тормоза по прежнему не на руле и управлять ими нужно используя ступни ног. Но вот переключение передач происходит на руле, причем вверх - автоматически, а вниз - вручную. Для того чтобы Вам самим оценить это "чудо техники" я предлагаю познакомиться с рулем Формулы 1 поближе.
Руль Формулы-1 1 - В сочетании с кнопкой "+" справа, меняет параметры на центральном дисплее.
2 - Установка коробки передач в нейтральное положение. Экономит топливо на медленных участках.
3 - Рычаг с обратной стороны руля для переключения передач.
4 - Меняет сцепление передачи в точку старта гонки (лаунч-контрол).
5 - Включает дополнительный масляный насос для повышения давления масла.
6 - Кнопка моментального отключения зажигания. Особенно полезна в момент аварии.
7 - Эти три тумблера настраивают параметры воздушно-топливной смеси двигателя (центральный), регулирует давление в передних и задних шинах (нижний), устанавливает параметры блокировки руля (верхний).
8 - Две ручки для просмотра (прокрутки) данных на дисплее.
9 - Эти три тумблера регулируют работу двигателя.
10 - Устанавливает параметры двигателя идентичные машине безопасности.
11 - Включает механизм подачи воды пилоту, чтобы освежиться.
12 - Включает трекшн-контроль для страта с места.
13 - Устройство радио, позволяющее гонщику общаться с боксами.
14 - Ограничитель скорости, позволяющий водителю соблюдать скоростной лимит на пит-лейн.



Колеса

Гонки на столь высоких скоростях предъявляют высокие требования не только к аэродинамике и тормозной системе. Огромное значение для победы в Формуле 1 играет качество покрышек. Самые именитые шинные компании позволяют себе роскошь быть поставщиками резины в этой серии автогонок. Требования к покрышкам заставляют шинников постоянно искать новые технологии. Поверхность различных гоночных трасс разная: от очень абразивной до достаточно щадящей. Быстрые и медленные трассы также требуют разные составы резины на шинах для того, чтобы обеспечить максимальное сцепление с полотном, и чтобы это сцепление сохраняло бы свой потенциал как можно дольше.

В сегодняшней Формуле 1 используют несколько видов резины, в зависимости от гоночных условий и требований дорожного полотна: мягкая резина, жесткая и умеренная (нечто среднее между мягкой и жесткой). Мягкие составы имеют лучшее сцепление с трассой, а потому скорость на них несколько выше, чем у машин на жесткой резине. Однако, мягкие покрышки изнашиваются раньше и не выдерживают длительного пребывания машины в гонке, что не всегда приемлимо для выбранной стратегии пит-стопов. Жесткие покрышки не так хороши в сцеплении с трассой, но зато могут служить дольше и обеспечивают пилотам более агрессивное вождение, особенно при атаке поребриков.

Международная Федерация Автоспорта (FIA) с 90-х годов поменяла требования технического регламента в вопросе, касаемого типа шин, которые разрешены к использованию на соревнованиях Формула 1. Основное отличие от старых шин, которые назывались сликами, это появление продольных бороздок на поверхности шин. Ранее, они были полностью гладкими. Сейчас в гонках Формула 1 используют три основных типа шин:

сухие шины      дождевые шины      промежуточные шины
                  сухие шины                        дождевые шины         промежуточные шины

Сухие шины имеют четыре параллельных продольных бороздки и используются в сухую погоду. Инспектора гонок строго следят за состоянием шин до и после гонки. Использовать шины на которых продольные бороздки не видны, стерты в результате износа, строго запрещается правилами. Протекторы дождевых шин имеют одну широкую борозду в центре, от которой расходятся дугообразные борозды от центра к краям. Издали рисунок протектора дождевых шин напоминает елочку. Такая конструкция протектора обусловлена тем, что при наличии луж и воды на трассе, жидкость всасывается в центральную борозду протектора и, за счет вращения колеса, выталкивается наружу через продольные борозды, не давая колесу скользить по влажной поверхности.

Дождевые шины используются в абсолютно дождливую погоду, когда полотно трассы полностью влажное и испещрено лужами.

Промежуточные шины предназначены для использования в пасмурную или дождливую погоду, когда дождь небольшой или в случае, когда дождь закончился, но один или несколько участков трассы остаются мокрыми. Протектор такой шины разделен бороздами на мелкие квадраты, которые продолжают при необходимости выталкивать воду, а с другой, имеют больший объем сухой площади колеса.

Выбор шин задача очень ответственная. Особенно это сложно сделать в изменчивую погоду или на трассах, где на одном из ее участков может идти ливень, а на другом светить Солнце (как например на ГП Малайзии в Сепанге). Использование дождевых шин на сухом треке существенно снижает скорость, а сухих на мокром - вообще нивелирует прижимную силу болида.

Автор материалов в рубрике "Подробнее о Формуле 1" - Сергей Маленицкий (malenitsky.narod.ru).

Яндекс.Метрика