Анатомия пит-стопа

Пит-стоп - это один из самых увлекательных моментов в автогонках. Множество великих побед и ужасающих поражений приносили командам пит-стопы. Ведь не всегда все решается на трассе: при равном классе пилотов, при одинаковых технических характеристиках болидов многое зависит от слаженности и быстроты работы механиков на пит-стопе. Чем быстрее и слаженнее работают механики, тем меньше времени потеряет гонщик в борьбе за место на подиуме.

Пит-стоп - это целое направление в работе команды работающее на победу. Но как же можно за 10 секунд заменить все четыре колеса и заправить гоночный автомобиль? В чем секрет работы пит-команды? Об этом я поведаю ниже. Итак пит-стоп. Со строны он выглядит так:

Пит-стоп

Кажется, что болид как сахарный кусочек попадает в "муравейник". Несколько мгновений броуновского движения (это так кажется со стороны) и болид вновь устремляется на трассу. Однако, как Вы понимаете, никакого броуновского движения нет. Есть четкая работа 19 человек, когда каждый выполняет конкретную и только ему подотчетную работу.

Итак, знакомьтесь, пит-команда:

Человек с "леденцом" (количество - 1 чел. Время: 7-9сек.


Человек с леденцом

:)Ну, Вы поняли, что это не человек с конфетой для сосания, а мужик с круглым знаком на палке, который называется "леденецом". Но я его дальше буду называть "Контролирующий", а его функцию - функцией контроля.

Итак, это функция требующая наибольшего внимания, а потому наиболее ответственная среди остальных. Секундомер Контролирующего начинает свой отсчет с того момента, как пилот въезжает на пит-лейн, а продолжается до момента, когда пилот покинет зону пит-стопа.

Вначале Контролирующий стоит на линии пит-лейн, находясь спиной к своим боксам. Когда водитель подъезжает к зоне своего пит-стопа, Контролирующий указывает куда пилоту следует заезжать. Затем он быстро становится у носового обтекателя болида, указывая водителю на "леденце" фразу "НА ТОРМОЗАХ", напоминая ему о необходимости удерживать ногу на педали тормоза для предотвращения непроизвольного вращения колес в момент, когда будут удалены крепежные винты.

Оператор переднего домкрата (о нем речь пойдет чуть ниже) является одним из ориентиров остановки болида, поэтому Контролирующий следит за машиной до полной ее отановки. Пока болид находится на домкратах Контролирующий следит за всеми четырьмя колесами одновременно, так как каждая группа механиков обслуживающих колеса работает автономно (независимо друг от друга).

Когда оба задних колеса будут заменены и болид спустят с домкратов (к этому времени передние колеса уже также будут заменены, так как времени на смену задних колес нужно больше) Контролирующий переворачивает "леденец", демонстрируя пилоту надпись "1-Я ПЕРЕДАЧА", напоминая водителю о необходимости переключения коробки передач на первую скорость, чтобы быть готовым покинуть боксы. Как только сопло заправочного шланга будет удалено, Контролирующий поднимает "леденец" вверх и водитель покидает боксы.

Последнее, за чем должен проследить Контролирующий перед тем как выпустить пилота - это наличие движения на пит-лейн, но учитывая доли секунды отведенные на всю процедуру Контроля, он обычно сразу выпускает водителя, которому самому приходится следить за тем, чтобы избежать столкновения при выезде из боксов с другим болидом. Вообще, поднятие "леденца" должны быть движением точным и уверенным, малейшее неосторожное движение может быть интерпретировано пилотом как сигнал двигаться. Человек с "леденцом" ответственен также за соблюдение водителем 10-ти секундного штрафа "стоп-н-гоу", во время которого с болидом не могут проводиться никакие работы.

В последнее время некоторые команды (Ferrari) функции Контролирующего передали электронной системе и пилот по загоранию лампочек на табло может самостоятельно контролировать процесс. Правда уже были сбои этой системы, и даже один из механиков получил травму, когда Райкконен начал движение еще до отсоединения заправочного шланга.

Смена колес (количество - 12 чел. Время: 6-8 сек.


Смена колес

Болид Формулы 1 ездит настолько быстро, что без хорошей прижимной силы не обойтись. Машина просто вылетит с полотна. А прижимную силу дают не только крылья. Огромное значение здесь имеют колеса, а точнее износ резины на колесах. Ведь именно колеса дают хорошее сцепление машины с асфальтом. И даже если заправить машину полными баками топлива, вряд ли она сможет выдерживать хорошую скорость дольше чем половина гоночной дистанции - резина на колесах просто не выдержит и пилоту все равно нужно будет заезжать в боксы для ее замены.

Итак, каждое колесо обслуживает отдельная команда механиков в количестве 3-х человек:
1 - удаляет изношенное колесо,
2 - устанавливает новое колесо,
3 - оператор, закрепляющий колеса на оси.

Каждая команда сама решает какой метод и стиль работы позволит наилучшим образом синхронизировать процесс смены колес в кратчайшее время, без суматохи и толкотни. Смена колес начинается сразу после установки болида на домкраты.

Механик, который снимает старое колесо, крепко обхватывает верхнюю его часть и толкает в сторону оператора настолько, чтобы освободить закрепляющую ось, давая возможность оператору в этот момент откручивать крепежный винт. Как только колесо освобождается и удаляется, на его место подающий немедленно укрепляет новое. За это время оператор меняет напрвление работы выкручивающего механизма, чтобы сразу же с его помощью закрепить винт на новом колесе. Нужно сказать, что механик удаляющий правое переднее колесо является еще одним ориентиром остановки для пилота. Надевая клетчатую перчатку он указывает пилоту рукой место, где должно остановиться переднее колесо болида.

Смена задних колес требует большей сноровки, так как крепежные винты находятся глубже внутри колеса, что усложняет работу оператора. Вообще, работа любого оператора на любом колесе чаще может быть сопряжена с риском возникновения проблем, так как многое может пойти не так: отказ работы выкручивающего механизма, невозможность быстро захватить крепежный винт и т.д.

Домкрат (количество - 2 чел. Время: 4-5 сек.


Домкрат

Функция, названная мною "домкрат" служит для поднятия болида над землей (обычно не более 10 см.), чтобы дать возможность освободить колеса для их замены.

Здесь принимают участие 2 механика. Один захватывает болид спереди (я его назову оператор переднего домкрата), второй сзади (его я назову оператор заднего домкрата). Позиция оператора переднего домкрата наиболее "душещипательная" среди остальных, ведь именно на него пилот направляет свой болид на скорости 80 км/ч (кроме гонок в Монте-Карло, где скорость движения по пит-лейн ограничена скоростью в 60 км/ч). По мере приближения болида к оператору пилот уже не видит домкрата, его загораживает длинный нос машины. Тем не менее пилот останавливает болид, точно определяя местоположение центральной оси автомобиля, которая должна совпадать с осью движения домкрата.

Работая в тандеме с оператором заднего домкрата, передний оператор следит за работой механиков по обеим сторонам болида. Он должен дождаться сигнала операторов, которые закрепляют передние колеса. Они делают специальный жест рукой, одетой в оранжевую перчатку. Одновременно, оператор заднего домкрата ожидает такого же сигнала от операторов, закрепляющих задние колеса. Однако, в любом случае, его работа занимает дополнительное время для поднятия и опускания болида в связи со сложностью захвата ручки домкрата во время остановки болида, на что уходит на секунду или более, чем у оператора переднего домкрата.

Дождавшись сигнала, болид мягко опускается на колеса (мягко, это чтобы заправочный шланг не выдернулся, а не чтобы пилот сильно не ударился...), причем оператор переднего домкрата сразу удаляется в паддок, а задний оператор остается на месте и к нему присоединяется еще один механик, со специальным прибором - стартером, на случай, если заглохнет мотор. В этом случае болид понадобится еще раз приподнять, соединить стертер с гнездом коробки передач и удерживать его там, пока пилот, перейдя на нейтральную передачу не заведет мотор повторно (не без помощи стартера, как Вы поняли!).

Дозаправка (количество - 2 чел. Время: до 10 сек.


Дозаправка

Дозаправка наиболее длительная часть пит-стопа. Весь процесс дозаправки контролируется электроникой под чутким наблюдением оператора заправочного устройтва. Сам заправочный шланг состоит из двух соединяемых воедино частей и весит до 40 кг. Поэтому его подъем осуществляют 2 человека.

Топливо движется по внутреннему шлангу выталкивая воздух через внешний шланг. Это делает возможным постоянное наполнение шланга горючим. Сопло шланга имеет три внутренних рычага, которые необходимо активировать, чтобы открыть сопло. Сопло нужно точно и четко соединить с заправочным механизмом болида.

Первым движением оператор открывает выпускной клапан, давая возможность воздуху выйти из бензобака. Затем он открывает допуск горючего. Специальный датчик показывает заправщику сколько горючего поступило в бензобак. Когда установленное количество достигнуто заправщик отсоединяет сопло шланга. Первым движением он закрывает клапан подачи горючего, а вторым - выхлопной воздушный клапан.

После окончания дозаправки оператор быстро отступает назад, давая пилоту возможность беспрепятственно двигаться. Некоторые команды используют при дозаправке третьего механика, который располагается на противоположной стороне от заправщика и контролирует баланс тяги поступления топлива.

Безопасность - главнейшая забота заправщиков и всей пит-команды. Работая на заправке механики защищены многократно тестированным огнеупорным костюмом и кислородными масками - такими же, что были разработаны для борьбы с огнем на подводных лодках во время войны в Персидском заливе. Оператор заправочного устройства оснащен ключом безопасности, позволяющем полностью перекрыть поступление топлива при необходимости, а кроме того, внутри боксов в полной готовности находится специальный пожарный с пенным огнетушителем, который способен с легкостью и быстротой накрыть всю пит-команду пенным слоем толщиной в 40 футов (12 метров).

Обслуживание (количество - до 4 чел. Время: до 3-4 сек.


Обслуживание

Обслуживание обязательный и немаловажный элемент пит-стопа. Два члена пит-команды всегда находятся по обе стороны пилота для очистки радиаторных труб от грязи и мусора, который накапливается во время проезда пилотом по грунту, когда болид вылетает с полотна трассы. Очистка радиаторных каналов иногда превращается в самую продолжительную работу в зависимости от природы и характера мусора (гравий, трава и т.д.).

Кроме того, механик, который располагается со стороны заправщика имеет при себе отмычку, которой он открывает отверстие заправочного бака, если оно не было открыто автоматически лимитатором скорости на пит-лейн. Его коллега с противоположной стороны болида страхует оператора домкрата, а также имеет при себе электрический стартер, необходимый для запуска заглохшего двигателя.

Еще не так давно один из механиков протирал шлем пилота, который сильно загрязняется в процессе движения по трассе и ухудшает видимость. Однако, в последние годы пилоты используют специальные прозрачные ленты, которые наклеиваются на стекло шлема и могут быть удалены одна за другой в разное время самим гонщиком в процессе их загрязнения.

Таким образом, в пит-стопе, этой сложной и важной части гонок, учавствуют от 19 до 25 механиков, которые должны обслужить болид за 6-15 секунд, в зависимости от стратегии заправки (заправка большим объемом топлива требует больше времени). Кроме того, в результате столкновений на трассе возникает необходимость замены носового обтекателя, а в редких случаях, требуется смена заднего крыла, что требует особенно много времени.

А теперь, зная анатомию пит-стопа попробуйте проследить, как это происходит в реальном времени, как механики своей слаженной работой зачастую решают судьбу всей гонки.

Завораживающее зрелище!

Автор материалов в рубрике "Подробнее о Формуле 1" - Сергей Маленицкий (malenitsky.narod.ru).

Яндекс.Метрика