Краткий экскурс в Формулу-1

Формула 1, чтобы Вы знали, не имеет прямого отношения ни к математике, ни к химии. Формула 1 - это серия автомобильных кольцевых гонок. Всего навсего. Хотя, если Вы видели современный гоночный Феррари, на котором ездил Шумахер (ну конечно видели!), то согласитесь, что ЭТО ЧУДО мало похоже на автомобиль! И будете абсолютно правы. Поэтому "ЭТО" в формульном мире называется "болидом", видимо по аналогии с космическим небесным телом. Кроме Формулы 1 существуют еще целый ряд различных Формул: Формула 2, Формула 3, Формула-Ниппон, Формула-Рено и т.д. Но все они являют собой нечто не столь мощное и быстрое, поэтому их еще называют "младшими формулами", и в них обычно готовят достойную смену будущих Шумахеров, Хаккиненов и Алонсов для Формулы 1. Вообще же, Формула есть спортивный автомобиль с открытыми колесами. Если же у спортивного автомобиля колеса закрыты кузовом, то серия автогонок таких автомобилей называется серией кузовных спортивных автомобилей. Наиболее известные среди них - это немецкая серия DTM (кстати, именно там сейчас выступает Мика Хаккинен) и американская серия NASCAR (но эти машины гоняются исключительно по овалу).

Собственно Формула 1 родилась в далеком 1950 году, когда прошел первый в Мире чемпионат в этом классе автоспортивных соревнований. Идея соревнования, его спортивный и технический регламент менялись за эти более полсотни лет не единожды, но общий принцип остался неизменным. Соревнования состоят из отдельных этапов, которые проходят в разных странах и на разных континентах.

Государства соперничают между собой из-за возможности принять у себя этап Чемпионата Мира Формулы 1, хотя дело это ужасно дорогостоящее: как для того, чтобы построить автодром высокого класса, так и для содержания его инфраструктуры.

А с 1950 года появились целые трассы-легенды, со своей историей, победами и трагедиями. ГП Монако в Монте-Карло, ГП Бельгии в Спа, ГП Великобритании в Сильверстоуне, ГП Европы на Нюрбургринге, ГП Японии в Сузуке, ГП Италии в Монце и много, много других. За год проводится около 17 этапов (в разные годы число этапов может меняться, но в последнее время оно было ограничено 17-ю этапами).

Сезон начинается в начале марта и продолжается до конца октября. Затем команды и пилоты могут пойти в отпуск: гонщики для отдыха, команды для окончания работ над новыми машинами. Некоторое время запрещены даже тесты, а затем команды представляют свои новые болиды и приступают к их обкатке, которая и называется тестами. Нужно сказать, что тесты постоянно проводятся и между гонками: вносятся улучшения в аэродинамику машин, улучшаются моторы, резина и т.д. и т.п. Это нескончаемый и безостановочный процесс.

За это время в Формуле 1 приняли участие множество команд, однако согласно последних правил, в Чемпионате могут принять участие не больше 12 команд, каждая из которых выставляет на гонку 2 болида. Поэтому каждая команда заключает долгосрочные контракты с двумя "боевыми" пилотами, которые непосредственно принимают участие в гонках, а также имеют на содержании от одного до трех-четырех тест-пилотов, в задачу которых входит обкатка болидов в процессе тестов, а также в случае необходимости, замена "боевого" пилота на старте гонки.

Из гоночных команд, которые неизменно являлись участниками всех чемпионатов мира, начиная с 1950 года осталась только Феррари. Кроме нее, более "молодыми старожилами" являются команды МакЛарен и Вильямс. Есть и такие команды, которые в разное время то появлялись то исчезали со стартовых протоколов Формулы 1. К таковым относится и Рено, учавствовашая в Чемпионатах Мира средины 70-х, а теперь вновь вернувшись в соревнования в новом качестве на базе когда-то успешной команды Бенеттон.

Каждый этап (или Гран При) длится 3 дня и называется уикендом, так как проходит в выходные дни, с частотой один раз в 2 недели (некоторые этапы проводятся и раз в неделю или раз в три недели, это случается реже и в отдельных случаях). Первый день, пятница, предоставлен командам для тестов. В этот день проводятся две сессии, называемые Практика 1 и Практика 2. Команды тестируют настройки для гонки, пробуют разные конфигурации шин и продумывают стратегию для гонок. В этих сессиях могут учавствовать все пилоты, в том числе - и тест-пилоты.

Второй день, суббота, значимый день. В этот день проводится квалификация. Это такие заезды, после которых определяется, кому из пилотов стартовать с первого места, а кому с последнего. За 3 часа до квалификации пилотам дается возможность "прочувствовать" трассу, болид, погоду, внести последние изменения в настройки машины. Эта сессия назывется Практика 3. А потом - квалификация.В разные годы формат квалификации менялся, в 2008 году она имеет такой формат.

Сессия открывается в 14 часов по местному времени. Пилотам предоставляется 20 минут, чтобы проехать круг по трассе как можно быстрее, показав лучшее время прохождения круга. По окончании отведенного времени 15 пилотов, которые показали лучшие результаты, допускаются ко второму этапу. После 5-ти минутного перерыва отобранным пилотам предоставляется еще 15 минут, чтобы проехать еще лучше, или уж по крайней мере не хуже. Десять пилотов, показавших лучшие результаты после пятиминутного перерыва допускаются к решающей части квалификации. Им дается 10 минут для того, чтобы определить самого быстрого, который займет "поул позишн" - 1 место на старте. Остальные девять, займут места от 2-го до 10-го в зависимости от показанных результатов.

Нужно сказать, что в первых 2 сессиях квалификации болиды могут использовать любое количество топлива. А вот в последней топлива должно быть залито с расчетом на старт гонки: дозаправлять болиды лучших десяти пилотов до начала гонки команды не имеют права. Вот и приходится думать: залить немного топлива, чтобы легкая машина выиграла "поул", но и рано заехала на дозаправку в гонке, или залить сразу топлива столько, чтобы "пересидеть" соперников на трассе, пожертвовав при этом более высокой стартовой позицией!

И, наконец, третий день, воскресенье. День гонки! Болиды устанавливаются на своих стартовых позициях, согласно результатам квалификации. Загораются зеленые огни и... болиды гуськом едут на прогревочный круг. Обязательный элемент: шины нужно хорошенько прогреть, чтобы они набрали нужную для хорошего сцепления с трассой температуру. На прогревочном круге обгоны запрещены! Затем все снова выстраиваются на своих стартовых местах, готовность 30 секунд...зеленые огни и...На этот раз старт гонки!

По правилам гонка длится не более 2-х часов. Это в среднем чуть более 300 километров. Если трасса короткая, как в Монако (меньше 4 километров круг) количество гоночных кругов больше - 79. Если трасса длинная, как в Бельгии (около 6 километров круг) количество гоночных кругов меньше - 44. В любом случае, если лидер не успевает проехать всю дистанцию (например все 79 кругов) до того как истекут 2 часа отведенные на гонку - гонка прекращается досрочно. Победителем объвляется пилот, который проехал больше кругов.

Порядок начисления очков также в разные годы менялся. Сейчас очки присваивают в следующем порядке:

За 1 - место - 25 очков;
За 2 - место - 20 очков;
За 3 - место - 15 очков;
За 4 - место - 10 очков;
За 5 - место - 8 очков;
За 6 - место - 6 очков;
За 7 - место - 5 очков;
За 8 - место - 3 очка;
За 9 - место - 2 очка;
За 10 - место - 1 очко

Очки присуждают как пилотам так и командам. Команде присуждаются очки равные сумме очков зработанных ее пилотами. Все очки в каждом Гран При суммируются. Пилот набравший наибольшее количество очков становится Чемпионом Мира. Команда, набравшая наибольшее количество очков объявляется обладателем "Кубка конструкторов", другими словами, становится Чемпионом Мира среди команд.

На сегодняшний день, рекордсменом среди команд остается Феррари, а наибольшее количество чемпионских титулов собрал... ну Вы сами знаете! Михаэль Шумахер!

Автор материалов в рубрике "Подробнее о Формуле 1" - Сергей Маленицкий (malenitsky.narod.ru).

Яндекс.Метрика